Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

ТЕАТРАЛЬНАЯ СМОЛЕНЩИНА

"Театр вчера, сегодня, завтра" 

(из истории театрального Рославля)

Театральная история Рославля

 

Из истории театрального Рославля (тезисы) 
(Смоленск в русской истории и культуре, 2013 г.)

Первые сведения о театральных представлениях в Рославле появились в конце  19 века. В архиве краеведа С.С. Иванова хранится фотография «Артисты-любители, исполнители комедии Н.В. Гоголя «Женитьба» 1898 г.». В спектакле, судя по фотографии, заняты 15 человек. В 1895 г. Начальником главных Рославльских мастерских был назначен Николай Николаевич Шпилев, инженер, большой любитель и поклонник драматического искусства. По его инициативе возник театральный любительский коллектив, режиссером которого он стал. По воскресным дням в вагонном цехе приспосабливалась сцена и занавес. Билеты продавались и были довольно дороги до рубля. Собранные от продажи билетов средства предназначались для поддержки многосемейных рабочих. Интересно, что актеры-любители со спектакля выезжали и на станции Рославльского железнодорожного узла.
Газеты «Смоленский вестник» и «Смоленская газета» на своих страницах печатали сообщения о деятельности драмколлектива Рославльских железнодорожных мастерских. Вот некоторые из публикаций:
«Смоленский вестник» № 85, 1900 г. – «18 апреля в помещении Рославльских мастерских состоялся любительский спектакль в пользу городского благотворительного общества. Исполнялась «Бедность не порок». Игра Плескачевского Н.В. (в роли Любима Торцова) привела публику в восторг». 

 

«Смоленский вестник» № 8, 1900 г. – 29 декабря состоялся в ж/д мастерских любительский спектакль «Правда хорошо, а счастье лучше». Цель спектакля составить капитал для основания кассы взаимопомощи рабочих мастерских. Инициатором устройства спектакля, а также чтений с туманными картинками являлся начальник мастерских Шпилев». 

«Смоленская газета» № 268, от 17.11.1906 г. Корреспонденция. Рославль: «Во вторник, 14 ноября, в Рославльских железнодорожных мастерских любителями драматического искусства дан был спектакль, исполненный довольно удачно: сбор с него поступит в пользу Общества вспоможения служащих при Рославльских мастерских и ст. Рославль. Поставлено было «Тяжелые дни», комедия в трех действиях Островского и  «Федот, да не тот», водевиль в 1 действие Пивоварского. Из участвовавших отметим: Шпилистова, Кульмина, Якубова, Филатова, Дмитриева, Голикова, Филимонову, Савушкину, Амираджиби, Яворскую. Валовый сбор 200 руб. В антрактах играл оркестр музыки».
Наезжали в Рославль и профессиональные труппы, работавшие в городе только летом, так как зимнего театрального помещения город не имел. Сообщения о спектаклях в Рославле стали появляться в петербуржском журнале  «Театр и искусство». А 4 мая 1900 года в летнем театре вольного пожарного общества состоялось открытие сезона артистическим товариществом М.А. Нравиной. Для первого спектакля выбрали драму В.И. Немировича-Данченко «Цена жизни».
Так как содержание здания театра вольному пожарному обществу было непосильно, оно было сдано в аренду местному богатею Крылову. Последний стал сдавать здание приезжим труппам. Летом 1902 года в городе работала театральная труппа С.П. Аксенова. Заслугой этой труппы была постановка в августе 1902 года запрещенной пьесы А.М. Горького «Мещане». Рославльский спектакль был одним из первых воплощений пьесы А.М. Горького на провинциальной сцене. Город, не имевший даже специального театрального здания, постановкой горьковских пьес опередил не только губернские центры, но и крупные театральные города. Даже в Москве «Мещане» были поставлены лишь в октябре 1902 года.
С 1 мая по 31 июля 1905 года в Рославле работал антрепренер В.Н. Томский. Корреспондент журнала «Театр и искусство» писал об итогах сезона 1905 года как об одном из самых удачных. Успех объяснялся хорошим составом труппы, разнообразием репертуара и большим  интересом публики к театральным постановкам. В представлениях принимал участие оркестр Невского полка под управлением капельмейстера Фишкина. Очень актуально в дни первой русской революции прозвучали пьесы А.М Горького «На дне», «Мещане».
Рославльская интеллигенция не могла не оценить серьезность репертуара и игру актеров. Пьесы собирали полные залы зрителей, что отражалось и на материальном положении труппы. Журнал «Театр и искусство» извещал, что по итогам сезона антрепренер В.Н. Томский может считать себя одним из самых удачливых.

Сезон следовал за сезоном, одна труппа сменяла другую. Сезон 1912 года арендатор летнего театра М.С. Бакин пригласил театральную труппу под руководством Л.П. Бакушева и Б.В. Градова. Эта труппа работала в Рославле вплоть до 1918 года.

В зимнем сезоне 1930 – 1931 г. в Рославльском городском театре играла профессиональная труппа, в составе которой немало выдающихся актеров – Андреева О.И., Кашевкий П.А., Никифорова А.А., Миклашевская А.Л., Попов С.И. и др.

Из воспоминаний Федосьи Лукиничны Бутошиной –Лютец. 1975г.:

«В конце 1919 – начале 1920 г.г. в Рославль приехала сводная труппа артистов московских театров «кормится», так как в Москве в то время было очень плохо с продуктами. Эта труппа выступала в «Кругликовском» доме (ныне здание бывшего хлебзавода на ул. Красноармейской) в холодное время года. В летнее время работала в железнодорожном саду (сад бывшего машиниста А. Невского). Давали спектакли и в здании бывшей мужской гимназии. 
Артисты имели воинский паек, который получали в воинской части, на довольствие которой были взяты. Воинская часть стояла на Московском шоссе. 
Труппой руководил Иван Николаевич Корсаков. В состав труппы входили артисты: Истомина Татьяна Николаевна, Сольская Доменика Александровна, Бутошин Иван Николаевич (муж автора воспоминаний Федосьи Лукиничны Бутошиной-Лютц), Сидорова Татьяна Николаевна, Москвин Иван Михайлович, впоследствии народный артист СССР с 1936 года, Тарасова Алла Константиновна, с 1937 г. Народная артистка СССР, Герой социалистического труда. 
В 1926 – 1928 г.г. в Рославль приезжала гастрольная труппа московских театров, в состав которой входил Жаров Михаил Иванович (народный артист СССР с 1949  г., герой социалистического труда.

Имя Агусты Леонидовны Миклашевской больше принадлежит литературе, чем театру. А.Л. Миклашевская – актриса Московского камерного театра. В камерном театре она прославилась исполнением роли Брамбиллы (по произведению Э. Гофмона). Исполнение этой роли высоко оценила Алиса Коонен, говоря, что в этой роли она была очень эффектна.
На сцене рославльского театра сезона 1930-1931 гг. А.Л. Милашевская сыграла несколько ролей, но больше других ей дорога была роль Пановой из пьесы К. Тренева «Любовь Яровая».
После отъезда из города Н.Н. Шпилева, в качестве режиссера-постановшика был приглашен Аляринский Петр Александрович (1860-1930г.г.), артист и режиссер провинциальных драматических театров. Работал в Смоленске и уездных городах губернии.

Из записок П.А. Алякринского: «В 1910 г. Меня приглашает директор ж/д мастерских Н.К. Замм. Я организую из желающих рабочих и служащих кружок любителей и две зимы ставлю с большим успехом спектакли. Меня не соблазняют приглашения».
«Зима 12/13 год. Рославль. В ж/д мастерских и городском клубе ставил спектакли. Режиссер и актер».
Театральная сцена в мастерских сгорела при пожаре, поэтому Алякринский со своей труппой работал в городском клубе и в зале Благородного собрания (2-й этаж над аптекой №1). 

Была всегда полная и благодарная аудитория. Из письма С.А. Залесского П.А. Алякринскому: «Сердечно благодарю Вас за Вашу память о нас, всегда вспоминаем Вас и наши любительские спектакли в г. Рославле. Приношу Вам сердечную благодарность как от себя, так и от всех любителей нашего театрального кружка за присланные Вами пьесы. 1914 г. 46-й Донской казачий полк».

 «Глубокоуважаемому Петру Александровичу Алякринскому от благодарных студентов Рославльского землячества в Москве: Л. Левинсона, А. Соколова, Сергея Островского». Сергей Николаевич Орловский (1891 – 1935 г.г.) с 1930 г.  – Генеральных прокуроров войск РККА. Награжден двумя орденами красного Знамени.
П.А. Акляринский вел широкую благотворительную деятельность. Вырученные деньги передавались в фонд Красного Креста, в пользу раненых (1914 – 1917 г.г.), в фонд культпросветорганизаций.
В 1927 году театральная общественность отметила 45-летие сценической деятельности артиста. Торжественный вечер проходил в здании Смоленского драматического театра. В числе почетных гостей – народный артист РСФСР Южин А.И., председатель русского театрального общества народная артистка РСФСР Яблочкина А.А., представитель Малого  театра Федоров В.В.
Умер П.А. Алякринский  в апреле 1930 года.
В начале века деятельность рабочих – любителей сцены продолжалась. На месте нынешнего ДК ВРЗ «Юбилейный»  и общежития стояли дома с квартирами для рабочих. В одном на втором этаже был размещен  ж/д клуб с залом на 100-150 мест, где продолжал работать драмколлектив. Пьеса Ф. Шиллера «Разбойники» в постановке В.А. Гончаровой шла с успехом. Костюмы и реквизит кружковцы шили и изготавливали сами. Профсоюзное руководство с рабочими коллективами узла и ж/д мастерских приняли решение строить новый клуб. Под руководством начальника ж/д пожарной команды Станкевича при активном участии рабочих в свободное от работы время клуб им. Ленина был построен на месте нынешней библиотеки  им. Рыленкова и открыт в декабре 1924 года. Здание, неказистое снаружи (первым этажом служила кирпичная старая почтово-телеграфная контора) имело зал с полукружием балкона и сводчатым потолком на 1250 мест, поворотный круг сцены, кинозал, просторное фойе, библиотеку, комнаты для кружков.
В чудом сохранившейся афише ж/д клуба им. Ленина от 1924 г. напечатано обращение к рославльчанам о записи в кружки художественной самодеятельности. В числе  семи кружков, работающих в клубе, - драматический, руководитель Н.М. Ионов. Дни занятий – второй, четвертый и шестой день шестидневки.
Число участников художественной самодеятельности в разные годы доходило до 700 человек. Активным участником драматического кружка с 1925 года был Владимир Павлович  Залипаев. В начале 30-х г.г. он работал заведующим профсоюзной библиотекой при клубе имени Ленина, а с 1935 г. и по 1941 г. – художественным руководителем клуба. Бывшие сотрудники (директор ж/д клуба В.Ф. Купреев, художник, преподаватель студии  им. Врубеля И.И. Степанов, радист-киномеханик Д.В. Дроздов, художник В.И.Слуцкер) чрезвычайно высоко оценивали этого человека: талантливый исполнитель ролей в драмкружке, умелый организатор, интеллектуал, книголюб, эрудит, честный и смелый человек. Участники самодеятельности относились к нему с огромным уважением. По их словам «у него слово и дело, строгость и справедливость жили рядом» В.П. Залипаев – участник Великой Отечественной войны, подполковник в отставке награжден многими правительственными наградами.
«Новая глава истории театра» - так в 1935 г. Театральный критик Э.М. Бескин назвал рождение новых, дотоле не существовавших театров – «совхозно-колхозные».

Партия бросила клич: поднять культуру села. Первыми в село устремились молодые учителя на ликвидацию неграмотности. За ними театральные работники. Вооруженные лучшими произведениями классиков и советской драматургией  Погодина, Тренева, Вс. Иванова, Корнейчука, Афиногенова, театры отвечали на вопросы, волновавшие нового советского крестьянина. «Базы» театров были в областных городах лишь в начале работы, пока готовился репертуар, а дальше – работа со зрителем в селах, деревнях. Спектакли проходили в клубах, куда привозили зрителей и из соседних деревень. Работали без выходных дней по два с половиной месяца – утром репетиции, днем – разные формы работы со зрителями, вечером  - спектакли. Условия были совсем нелегкие, но суммированные выходные давали возможность побыть дома и отдохнуть. Сознание своей нужности давали силы и удовлетворение.

Первый колхозно-советский передвижной театр Западной области (г. Смоленск) был организован Т.А. Калачевской в 1935 г. Тамара Александровна Калачевская  (1985 – 1975 г.г.) – Заслуженная артистка РСФСР. Она же была и художественным руководителем театра. Ведущим актером был  В.Р. Горич. База театра – г. Гжатск, часто со спектаклями театр бывал в  г. Рославле. Первый спектакль театра поставлен по пьесе Н. Погодина «После бала» и показан в одном из колхозов Гжатского района. Дубровина Вера Ивановна, актриса театра, вспоминает, как принимали жители одного из колхозов Гжатского района пьесу Н. Погодина «После бала»: «Слушали нас тихо, казалось, без всяких эмоций. Где мы ждали смеха – изредка улыбка… И когда я, игравшая роль Маши, стоя на подставленном мне табурете, проговаривала свой горячий, с юмором монолог, призвала всех немедленно идти в поле на весенний сев, и весело крикнула – «Музыка Штрауса», а баянист растянул меха баяна, - произошло необычайное: все повскакивали с мест, взрослые хлопали, кто-то кричал «Ура». Мы поняли – это успех. Больше – это потрясение первым виденным спектаклем. Потом шум утих, а зрители смотрели нас с добрыми улыбками и чего-то ждали еще. Тогда наш худрук Т.А. Калачевская усадила всех и попросила поделиться впечатлениями. Долго молчали, а потом не было конца выступлениям… Режиссер В.Р. Горич, уловив паузу, дал команду баянисту взяться за баян, а актрисе Е. Пересветовой стать массовиком. Образовался круг, в котором лихо отплясывали колхозники с артистами. Плясали и стар и млад. А за кругом какой-то, странного вида, мужичок улыбался  во всю ширь лица и топтался на месте в такт музыке. Когда одна из актрис стала тянуть его в круг он, сопротивляясь, шептал «Спасибо, мне нельзя, я служитель культа» (раззадорили даже служителей божьих). Уже совсем под утро, укутавшись в тулупы, на розвальнях, усталые, но счастливые мы вернулись «домой» - на частные квартиры Гжатска. Думаю, в ту ночь мы даже во сне улыбались». 

Наркомпрос, в ведении которого находились тогда театры, решил посмотреть, каково состояние – объявил смотр колхозно-совхозным театрам. В Москве, в апреле 1936 г. Комиссия ВТО отбирала достойных. В числе девяти лучших попал и театр Западной области. 

Журнал «Советское искусство от 23.04.1936 г. писал: «…Актеры колхозных театров, показанных на смотре, проявили много большого чувства, тепло ты, мягкости, человечности при изображении героев пьес, и эта искренность взволновала зрительный зал. Здесь колхозному театру удалось то, что не всегда удавалось городскому театру: положительные герои оказались более яркими и сильными, чем отрицательные». 

Э.М. Бескин в статье «Новая глава советского театра» (журнал «Советское искусство» за 17.04,1935 г.) писал: «Деревня культурно всколыхнулась. Необычно просто и скромно рассказал об этом перед началом спектакля колхозного театра Западной области артист В.Р. Горич. Известен случай, когда в течении пяти часов была выстроена из срубов и отоплена изба, в которой актеры могли бы отдохнуть и подготовится к спектаклю… Коллектив театра чувствует себя тесно связанным с новым зрителем – колхозным крестьянством. Актеров не смущает, когда спектакль приходится играть на сцене шириной три метра. Потеснятся. Приспособятся. И играют -  как играют!... И жюри смотра говорило работникам и руководителям не просто приятные слова. Это было растроганное рукопожатие».

Большинство коллективов колхозных театров доростали до больших высот. Так, в 1939 г.  Смоленскому колхозному театру было разрешено играть пьесу с образом В.И. Ленина, и артист Г.И. Юрченков воплотил тогда образ вождя на сцене в «Кремлевских курантах» с большой убедительной силой.

Нельзя не отметить огромную роль Т.А. Калачевской в создании и плодотворной работе колхозно-совхозного театра Западной области.

Т.А. Калачевская,заслуженная артистка РСФСР, с 1920 г. работала на Смоленщине. Она была организатором, художественным руководителем и актрисой первого колхозно-совхозного театра, а с 1941 года – актрисой областного драматического театра. Ее большая творческая жизнь была наполнена заботой о пропаганде театра, борьбой за культуру и чистоту сценической речи, постоянной помощью народным коллективам и художественной самодеятельности. За 55-летие пребывания на сценеею созданы замечательные женские образы как классической, так и советской драматургии. За большой труд в годы Великой Отечественной войны и в мирное время она награждена правительственными наградами.

В конце 30-х годов был создан театр Ленинского комсомола на базе бывшего театра рабочей молодежи в г. Смоленске (ТРАМа). Основу вновь образованной труппы театра Ленинского комсомола составляли артисты колхозно-совхозного театра. Художественный руководитель театра – Горич В.Р., главный режиссер - Поздняков Б.К. В 1939 году театр в полном составе был переведен в г. Рославль, ввиду того, что Смоленск два драмтеатра не выдерживал.

В Рославле театр располагался в железнодорожном клубе и работал в городе до начала Великой Отечественной войны.

Война захватила театр в Белоруссии, в г. Полоцке, где он находился на гастролях. По положению Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР от 28 июля 1941 г. № 409 театр был эвакуирован  в г. Пугачев Саратовской области, а затем в г. Гурьевск. Оттуда был переведен в г. Сталиногорск (ныне Новомосковск) Тульской области. 11 ноября 1942 года спектаклем «Русские люди» по пьесе Константина Симонова начал свою жизнь Новомоссковский драматический театр. Большинство труппы составили артисты театра имени Ленинского комсомола. Главный режиссер нового театра – Горич В.Р.., режиссер – Поздняков Б.К.. Театр обслуживал воинские части, шахты подмосковного угольного бассейна. Тема героического подвига советских людей в годы войны была ведущей в репертуаре театра. Во время войны здание железнодорожного клуба имени Ленина (театра) было разрушено до первого этажа.

Железнодорожный клуб с танцплощадкой были возрождены в 1945 году и просуществовали вплоть до 1967 года, когда был построен Дворец культуры «Юбилейный», принявший в свои стены все самодеятельные коллективы железнодорожников. Интересно, что железнодорожный клуб, который в послевоенное время построили в другом месте, рославльчане называли аббревиатурой ДН, причем ни краевед С.С. Иванов, ни старожилы города так и не смогли объяснить, что означали эти буквы. Что же это за загадочное ДН? Ответ напрашивался в духе того времени: дружба народов или дом науки (в 20-е годы в железнодорожном клубе читали лекции и проводили занятия по политпросвещению). Но все оказалось проще, веселее и легкомысленнее. Вот что написал об этом названии наш земляк, скульптор, заслуженный художник России Александр Николаевич Петров: «Так же, как железнодорожная больница, парк внутри кольца принадлежал объединению железнодорожников. Он был огорожен, и на его территории был открытый летний театр, где в темное время показывали кино, проводились концерты внутри кольца принадлежал объединению железнодорожников. Он был огорожен, и на его территории был открытый летний театр, где в темное время показывали кино, проводились концерты

К небольшой площади в середине примыкала огромная танцевальная площадка с высоким забором и помост для оркестров. Оркестров было два: первый - духовой, музыка которого была слышна возле маслозавода, и эстрадный, состоявший из баяна, гитары, трубы и саксофона, ударников. Этим уже был ну жен электронный усилитель звуков. И, наконец, зимний, закрытый клуб железнодорожников. У него было всего одно окно в коридоре, где продавали пиво, и окошечко кассы, входные и запасные двери. Снаружи и изнутри строение было оббито крашеной вагонкой. В нем было несколько сеансов кино, а по субботам и воскресеньям после киносеанса - танцы осенью, зимой и весной. В народе его называли ДН - ДОМ НЕНОРМАЛЬНЫХ».

 

Этот дом культуры «ДН» был единственным очагом культуры в то время, в 1959 году.  Потом режиссерами народного театра были  Рогов, Кручинин.

 

Народный театр, который открылся на рубеже шестидесятых годов в городе Рославле, конечно же, возник не из ничего. Был драматический коллектив, которым руководила Е. Линде. И честь и хвала и Екатерине Григорьевне, и этому коллективу, где было много способных, талантливых актеров. В 1960 году в Рославле официально открылся народный театр спектаклем «Барабанщица». А ведь у народного театра в Рославле была своя предыстория. Из ничего ничто не возникает. Конечно же, театр в Рославле возник не на пустом месте. Был здесь великолепный драматический коллектив, которым руководила Екатерина Григорьевна Линде. Этот коллектив поставил «Женитьбу» Гоголя, «В сиреневом саду», «Без вины виноватые» и другие великолепные спектакли. Коллектив гастролировал, выезжал и в Смоленск.

 

Воспоминания. Интервью с режиссером рославльского народного  театра В.И Величкиным: О Е.Г. Линде.

 

«Она самозабвенно любила театр. Школа для  неё была обязательная жизнь, а театр был её жизнью по нраву, по душе. И у неё, конечно, была потребность в зрителе. Потребность его восхищать, чтобы зритель её принимал. И всегда, как правило, когда открывался спектакль, и появлялась Линде, ещё до игры были аплодисменты, как у больших артистов.  Она была очень популярная актриса, и дальше её популярность становилась все больше и больше.  И когда мы бывали на всесоюзных конкурсах, среди режиссеров народных театров, всегда обращали на неё внимание. Мы были в Брянске, Белгороде, Воронеже, в Орле, не говоря уже о наших гастролях по районам Смоленской области. 

Вот Алексей Бородин, это сейчас главный режиссер молодежного театра в Москве. Очень большая художественная личность. Он и лауреат государственных и международных  премий, народный артист СССР. В шестидесятые годы работал в Смоленском драматическом театре. Он поставил два новаторских спектакля в Смоленске, но тогда их в штыки восприняли.  Как-то он приехал на прием спектакля в Рославль.  И когда разбирали всех актеров, он о ней сказал:«Вы какая-то удивительная актриса». 

Иногда Линде играет на каких-то грубых тонах, а потом замолкает куда-то вниз, но этим держит зал, какой-то своей внутренней затаенностью. 

Как-то мы репетировали, готовились к большому всероссийскому смотру, и я хотел обратить внимание на эти паузы, но мне говорят: «Не трогай. Это своеобразие». Для меня это было неожиданно.  А вот Бородин, этот выдающийся режиссер, своей прозорливостью, он это понял. Он сказал: «Поразительная манера актерского своеобразия».

И вот  началось такое наше сотрудничество. Из 23 спектаклей, которые мне удалось за все годы поставить, в большинстве она участвовала.  Всегда, конечно, это была одна из главных ролей».

«И ещё поразительность  этой творческой натуры. В 85 лет — юбилей. И она тогда сыграла свой последний спектакль.  Предпоследний её спектакль был «Федот- стрелец». Это было в 2004 году.  А в 2005 году она сыграла в спектакле, который поставил А. С. Симонов - «Пока она умирала». Известная пьеса, спектакль, который в свое время по телевизору шел.  И в восемьдесятпять лет она сыграла эту роль старушечки, рассчитанную на неё. Старушечка все время в колясочке ездит, собирается чинно, «по-русски» умирать. «Мне не нужны все эти неприятности, вы меня не уважаете». А потом она убеждается, что все  как-то в жизни устроилось, все её любят. И она в конце говорит: «Зачем это я буду умирать». 

За большой вклад в культурную жизнь города Екатерине Григорьевне Линде в 1991 году было присвоено звание «Почетный гражданин города Рославля».  1  сентября 2012 года по решению Администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области на фасаде здания 4-ой школы была торжественно открыта мемориальная доска памяти Почетного гражданина города Рославля, Кавалера Ордена «Знак Почета», замечательного учителя географии Линде Екатерины Григорьевны. В экспозиции школьного музея ей посвящен стенд «Легенда нашей школы». 

Учеником Е.Г. Линде был Сергей Сергеевич Иванов, возглавлявший  драмколлектив  Дворца культуры»Юбилейный»

Сергей Сергеевич Иванов – коренной рославльчанин. В 1951 году после окончания техникума и службы в армии Сергей Сергеевич пришел на работу на Рославльский вагоноремонтный завод. Начинал с контролера ОТК, затем работал здесь же мастером, а потом начальником бюро описи. 

Работал он добросовестно, а свободное время отдавал книгам и художественной самодеятельности.

С 1951 года Иванов пел в хоре и играл в любительских спектаклях. Там его заметила и пригласила к себе Екатерина Григорьевна Линде – руководитель драматического коллектива железнодорожного клуба. Сергей Сергеевич сыграл там много интересных ролей в пьесах русских и советских драматургов.

Многие  старожилы-рославльчане до сих пор помнят его в ролях  Незнамова в пьесе А. Островского «Без вины виноватые», Ярового в «Любови Яровой» К. Тренева, Душечкина в пьесе «В сиреневом саду» Ц. Солодаря. Он стал лауреатом первого фестиваля молодежи Рославля.

Когда в городском Доме культуры начал работать народный театр, Иванов стал в нем не только ведущим актером, но и помощником режиссера. А когда у вагоноремонтного завода появился свой Дворец культуры «Юбилейный», С.С. Иванов возглавил его драмколлектив. Им был поставлен ряд интересных спектаклей.

Вполне закономерно, что в 1969 году ему предложили стать художественным руководителем Дворца культуры,  а еще через год - его директором. И проработал Сергей Сергеевич в этой беспокойной должности до 1997 года. Так увлечение стало профессией.

Под руководством С.С. Иванова ДК «Юбилейный» стал центром культуры в городе. Здесь работал драматический коллектив, был струнный оркестр, хор, художественная и музыкальная студии, несколько клубов по интересам

На базе техникума железнодорожного транспорта действовал университет культуры «Искусство земли Смоленской». Дворец принимал на своей сцене многих ведущих исполнителей и творческие коллективы страны.

Из интервью с режиссером Рославльского народного театра «В.И. Величкин: О Сергее Сергеевиче Иванове».


«-Я приехал в Рославль в 1966 году. События же до этого года, конечно же, проходили до моего приезда. Вся театральная деятельность и Е.Г. Линде, и С.С.Иванова была завязана на доме культуры, который назывался «ДН». Потом открылся ДК Вагоноремонтного завода, «ДН» не стало. Основная работа у Сергея Сергеевича была на вагоноремонтном заводе, но когда был построен ДК ВРЗ, то он начал там работать по совместительству руководителем драматического кружка. Начиналась эта его деятельность, как сейчас помнится, с пьесы Тренева «Любовь Яровая». Труднейшие роли этой пьесы играли члены драматического кружка, ещё не столь опытные актеры. Майя Ивановна Иванова, супруга Сергея Сергеевича, играла роль Любови Яровой. Спектакль этот, в общем-то, не долго показывался. Его поставили один раз в ДК ВРЗ, и один раз в Городском доме культуры.

Мне рассказывали про драматический коллектив, который работал ещё в «ДН». «Неистовство» послевоенных театральных коллективов, которое находило отражение в деятельности этого кружка, было очень типично. Об этом позволяет судить и моя театральная судьба, которая в 50-х годах начиналась ещё в школе. Тогда под клубы приспосабливались любые более или менее подходящие помещения. Очень трудно было в таких условиях работать. И не случайно в Рославле стали строить и ГДК и ДК ВРЗ, К этому времени все, что использовалось для культурных нужд в городе обветшало. Хотя, конечно, «ДН» был очень удачно расположен в сквере возле сегодняшней библиотеки. Там была природа, танцплощадка, эстрада, фонтан все происходило на виду.

Если говорить о зарождении творческой личности Сергея Сергеевича, то он был, бесспорно, талантливейшим актёром и режиссером, большим умницей. И поразительная для меня вещь вот в чем. Образование, конечно, дает очень многое, но основная цель образования, как не раз приходилось убеждаться, - это получение навыка самообразования. Сергей Сергеевич самообразовывался в театральном плане и благодаря виденным им профессиональным спектаклям, и благодаря собственной практике. Он был режиссер, руководитель-постановщик. Но режиссура бывает разного рода. Есть режиссура драмы, режиссура психологии. Он в эти нюансы особенно не вдавался. Для Сергея Сергеевича было важно найти формы спектакля. Он искал какие-то символические моменты. Я помню спектакль о медиках войны, и там были показаны руки врача, бережно охраняющие свечу жизни. Руки врачей, которые в годы войны помогали бойцам выжить, выстоять, преодолеть все невзгоды. Это был постановочный символ спектакля.

Если говорить о истории театральной самодеятельности в городе, нужно отдать должное Сергею Сергеевичу, который, очень интересовался историей театральной самодеятельности в Рославле. Он рассказывал, что до революции на Бурцевой горе был летний «Зеленый театр». У него сохранились салфеточки, которые лежали на столах, где были напечатаны действующие лица спектаклей, исполнители. У него хранились эти реликвии, ещё задолго до того, как он начал вести свою деятельность, в качестве краеведа. Такого рода деятельность была его затаенной мечтой. Драматическое дело, постановка спектаклей — это неимоверные трудности, организационные, творческие, большая работа  чисто техническая. Театр — это воз всякого быта. Проблемы озвучивания, музыкальные, костюмерные. Все это нужно находить было, организовывать».

«Сейчас мы с некоторой ностальгией смотрим на состояние театрального дела. А тогда, представьте себе, существовали в Рославле два театральных коллектива. Коллектив Сергея Сергеевича достиг уровня народного, этой высшей формы самодеятельности, и ему предлагала одна из комиссий, которая приезжала к нам. подать заявку, оформлять документы на присвоение коллективу звания народного . Сергей Сергеевич не захотел этого».

«-Это было 1972-1973 году. Тогда произошла стабилизация его коллектива, устоялся репертуар. В отличие от Народного театра, где я был режиссером— это была группа несколько другого плана. Люди в ней участвовали, если можно так сказать,  более взрослые. У нас как-то сложилось так, что было больше молодежи. И спектакли мы ставили чаще молодежные. В коллектив же Сергея Сергеевича пришли зрелые люди, многие из которых работали вместе с ним на заводе. Да и сам железнодорожный район, как и другие районы города, имел свое своеобразие, какую-то микросреду». 

«Есть такая пьеса «Моцарт играет на трубе». Это о том, как человек, раз отведав божественного творческого напитка, я имею ввиду — раскрывши творчество в себе — уже больше без этого не может. Творческое ощущение — это большое искушение, это допинг, это наркотик. Без этого уже нельзя, потому что это ты испытал. Станиславский говорил, что творческое наслаждение — это самое высшее наслаждение, какое может быть в жизни. И Сергей Сергеевич испытал это и от постановок и от всего прочего. И, кроме того, ему нравилось воплощать себя в других, нравилось быть «полководцем». И во время постановок спектаклей, и в жизни. Он был не крикливый человек, он умел очень неназойливо сделать какие-то замечания, тактично выстраивать свою позицию. Но в нем жила мера неистовости. Когда хотелось все вздыбить, и всех. И тогда он мог орать по-хорошему. Это плохо, но почему-то все режиссеры в определенный момент начинают орать. Есть такое мнение, что когда режиссер кричит, то он знает, что с актера можно взять ещё, больше. А Сергею Сергеевичу это нужно было для самореализации. И беда его была, не вина, в том, что он, конечно, не имел профессионального образования. Как бы то ни было, но Сергей Сергеевич, при всей своей неимоверной способности самообразовываться, был дилетантом. Дилетантом в хорошем смысле. К сожалению, наверно, то, что в свое время упущено, не всегда можно получить впоследствии. Был он дилетантом и в краеведении. Профессионалы - краеведы во многом упрекали его, что что-то не так. Я здесь не могу судить, это на их совести. Я говорю о театральном образовании. Конечно, его Сергею Сергеевичу не хватало. Все-таки театральная школа, особенно когда она получена не заочно, а очно многое значит. Должен быть учитель достаточно большого масштаба. Екатерина Григорьевна Линде, которая воспитала его, как театрального деятеля, тоже была без театрального образования. И эта школа сказывалась в очень большой внешней аффектации.

«Сергей Сергеевич был больше актер. Было множество моментов в жизни, когда это его актерство проявлялось. Часто приходилось вместе с ним делать композиции литературно-музыкальные, посвященные знаменательным датам. И нужно было видеть: Сергей Сергеевич по сцене бегает, и вдруг он «играет»  «озарение» и кричит: «Стоп!» И целую минуту ему нужно было созерцать, смотреть. У него в этот момент фиксированная мизансцена, поза. И все это было направлено на то, чтобы показать, сыграть. В жизни он играл роль режиссера, как актер».

- Театра был.  Он в Рославле открылся в 1960 году, знаменитым спектаклем по пьесе «Барабанщица», которую поставил актер Смоленского драматического театра Савицкий Александр Иванович. Спектакль имел оглушительный успех. Тематика спектакля была военной. Наша разведчица у немцев, изображала собой «девицу». И интрига состояла в том, что в одной немецкой компании они снимает с себя халат и в купальнике танцует на столе перед немцами.  Тогда зрители от этого были в шоке. Это же была самодеятельность. Этой женщине-актрисе пришлось даже с мужем развестись. 

После этого спектакля  последовала череда режиссеров, в которой я пятый. Был Дмитрий Рогов, была Роза Марковна, мы с ней встречались на лаборатории в Ленинграде. Четвертый был Кручинин, режиссер Смоленского драмтеатра. Он был «разовым» режиссером. Приехал, выбрал исполнителей, поставил спектакль, ему заплатили и он уехал.  Я же был режиссером народного театра в Рославле с 1966 года по май 1984 год. За это время поставлены 23 спектакля.

Репертуарно театр не может существовать без драмы, без драматического произведения, нужна классика, нужны и увеселительные, комедийные спектакли, но основу истинного театра составляет, конечно, драма. В нашем репертуаре были и «Нашествие» Леонова, и «Трибунал» А. Макаенкова,  белорусского драматурга.

В.И. Величкин: Воспоминания режиссера рославльского театра

 

«Это был 1966 год, когда я приехал в Рославль. Пока ожидали режиссера, квартиру отдали,  поэтому я жил в кабинете, в режиссерской комнате на втором этаже городского дома культуры. Там сейчас зал торжественной регистрации, он сделан из трех комнат.  Раньше там были режиссерская комната, методическая комната и кабинет директора.  Помню, там стояли  такие массивные черные диваны, длинный стол, шкафы. И там я восемь месяцев по 11 мая 1967 года жил.  Показательно, что Владимир Петрович Федорченко, председатель горисполкома, сам заходил ко мне и спрашивал: как ты тут, потерпишь? 

Ставка режиссера народного тетра была 110 рублей. А  я числился не просто режиссером, а главным режиссером. Было мне тогда 30 лет.

-Когда вы приехали в Рославль, был ли уже в городе театр?

Это был спектакль о белорусской деревне, которую постигла судьба Хатыни. Спектакль с занимательным драматическим сюжетом. Отец, якобы, предатель, становиться старостой по поручению партизан. Сын – верный комсомолец, не мог вытерпеть этого позора. Пошел в немецкую комендатуру. Взорвал себя гранатой. После этого, так как стало ясно, что сын старосты связан с подпольем, с партизанами, всю деревню и сожгли.

Ставили мы «Без вины виноватые», «Вассу Железнову» - это все серьезная драматургия. А что касается комедийного плана – это и «Провинциальные анекдоты», и «Жизнь – преступление» Антона Шелеста (один из первых спектаклей). В нем рассказывалась о судьбе подростка, которого затянула воровская «малина», искалечила всю его судьбу. «Трибунал» мы сыграли более 50 раз. Одна из последних моих постановок. 

-Целая плеяда была актеров.  Было два драматических коллектива с 1966 года в Рославле. Набирал силу коллектив в ДК ВРЗ, где был режиссером Сергей Сергеевич Иванов.  Ему предлагали выставиться на присвоение этому коллективу звания народного театра, но Сергей Сергеевич по каким-то причинам не захотел этого.  Однако дело не в названии, просто это был великолепный драматический коллектив.  Великолепная плеяда участников:  Георгий Александрович Козлов, Наталья Николаевна Воевод. И у нас была целая когорта людей преданных театру. Семья Бартловых, в том числе  и дети его. Евгения Владимировна  Домантович.  Это были потрясающие участники.  Мария Николаевна Кольцова, работник скорой помощи.  Обаятельнейший человек. Зоя Федоровна Карагодова, она была помощником режиссера. Все могла достать: самовар, какую-то уникальную антикварную вещь.  Иван Павлович Шустиков, учитель, пунктуал, который приходил и считал минуты, если кто опаздывал.  Альберт Александрович Якутенков, Инна Васильевна Кравцова, Виктор Романович Степин, актер потрясающей органики.  Михаил Григорьевич Папушин. У нас был исполнитель Алексей Зиновьев, мы ставили «Жизнь  и  преступление» Антона Шелестова».

216555, д. Волковичи, дом 59, Рославльский район, Смоленская область

© 2019 МБОУ "Волковичская основная школа"

⁠216527, д. Павловка, улица Чехова, дом 7, Рославльский район, Смоленская область

⁠© 2019 МБОУ "Павловская основная школа"